Уже на следующий день после начала Великой Отечественной, 23 июня 1941 года, ученые собрались на внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. На нем были приняты постановления о продолжении и завершении работ, имевших оборонное значение, содействии переводу экономики на военные рельсы, перестройке работы научных учреждений. Со своими планами и предложениями выступили академические институты. Обсуждалось также участие академии в мобилизации. Как показало время, многие аспиранты и большинство молодых ученых ушли на фронт.
Также на заседании президиума было принято обращение ко всем ученым мира, в котором говорилось, что советские ученые как часть мирового сообщества выступают против фашизма. И главная задача - победить его общими усилиями.
Война — это трагедия, драма и большая беда. Вместе с тем она стала мощным мобилизующим толчком для развития советской науки, включая прежде всего Академию наук СССР. Люди чувствовали, что выполняют великую миссию. Не просто где-то в «башнях из слоновой кости» проводят какие-то исследования с неизвестным результатом, а делают то, что непосредственно нужно, чтобы добиться победы. Эта связь фундаментальной науки с жизнью проявилась наиболее ярко именно в годы войны и осталась с нами как традиция, — подчеркнул академик РАН Валерий Тишков, сопредседатель Научного совета РАН по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.Подробности – в материале Татьяны Ушановой «Формулы стойкости» в спецвыпуске «РАН: крупным планом» в очередном номере газеты «Поиск».