28 сентября 2025 г. Воскресенье.
«Есть только миг между прошлым и будущим»?
Вернёмся к триптиху Марины Павловой.Постойте, но почему триптих, когда на выставке Народной студии при Центральном Доме учёных, приуроченной к нынешнему юбилею Победы, были представлены всего две её акварели, написанные в разные годы — 2019 и 2025?
Ну, положим, почему в этой выставке участвует акварель, где памятник Тимирязеву, чётко объясняет подпись: это память о трагическом и героическом прошлом, увенчанном 80 лет назад самым первым Днём Победы.
Почему в подписи ко 2-й акварели (хотя и написанной на 6 лет раньше), есть слова «будущее России», тоже в общем-то ясно: это будущее предопределено и обеспечено тем четвергом 9 мая 1945 года.
Словом, вполне логично над одной акварелью поставить «прошлое», над другой — «будущее». Но к чему отнести «сегодня»?
В песне из кинофильма «Земля Санникова» (композитор А.Зацепин, автор текста Л. Дербенёв) поётся: «Есть только миг между прошлым и будущим». Может, этот «миг» и есть недостающее звено в триптихе? Но мешает принять такую трактовку слишком расширенное «уточнение»: «и этот миг называется жизнь». А длительность жизни, как известно, у каждого из нас своя.
Мне думается, тут больше подходит другая триада.
Задавая в справочной строке «Яндекса» вопрос: «Кому принадлежат слова: "настоящее прошлого, настоящее настоящего и настоящее будущего?", я точно знал их автора.
И вдруг получаю совсем не тот ответ, который ожидал:«Похоже, что цитата передана неточно. Возможно, вы имеете в виду знаменитое высказывание Мартина Хайдеггера о времени: «Прошлое есть прошлое настоящего и будущего, настоящее есть настоящее прошлого и будущего, будущее есть будущее прошлого и настоящего».
Это часть его философских размышлений о природе времени в работе «Бытие и время» (1927 г.)… В этой цитате Хайдеггер подчёркивает, что все три временных модуса (прошлое, настоящее, будущее) существуют неразрывно друг от друга.
Если вы встретили другую версию этой цитаты, возможно, она была перефразирована или передана с ошибкой».
P.S.Мартин Хайдеггер (1889 — 1976 г г) -немецкий философ-экзистенциалист и феноменолог.
Другую версию, если от столетия к столетию погружаться вглубь истории, можно встретить в самых разных вариантах. Пока не опустимся до первоистока. И он во всех энциклопедиях планеты, включая наши БСЭ и Большую российскую энциклопедию, будет звучать однозначно:
«Слова «настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего» принадлежат Аврелию Августину» (354 — 430 гг новой эры), богослову, философу, епископу Гиппона Царского в Нумидии, римской провинции в Северной Африке (ныне — это Алжир).
Он написал 101 сочинение, не считая писем и проповедей. Сам автор в своих воспоминаниях перечисляет 93 сочинения в 132 книгах. Одно из ключевых его сочинений «Исповедь» (лат. Confessiones) состоит из 13 книг. И в 11-й книге, где изложена его концепция времени, есть такое определение:
«…ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен, прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени —
- настоящее прошедшего,
- настоящее настоящего,
- настоящее будущего.
Некие три времени эти существуют в нашей душе и нигде в другом месте я их не вижу:
- настоящее прошедшего это память;
- настоящее настоящего — его непосредственное созерцание;
- настоящее будущего — его ожидание».
«Объясняя такие основные категории времени, как настоящее прошлое, будущее, Августин пришел к идее: прошедшее и будущее не имеют реального самостоятельного существования, действительно существует только настоящее. Именно в настоящем устанавливается порядок между вещами, выражающийся в их следовании друг за другом через момент настоящего. Так, Августин создает философские предпосылки для утверждения исторического взгляда на мир и познание».